Лабиринты счастья

Лабиринты счастья

На сцене Сызранского драматического театра в очередной раз премьера – постановка «Счастливый Ричард». Необычная для нашего города по целому ряду причин. Во-первых, автор пьесы, по которой ставился спектакль, — молодой актёр нашего театра, выпускник Дальневосточной государственной академии искусств, Евгений Морозов. Во-вторых, время действия и среда, в которой разворачиваются события пьесы – закат необузданного гангстеризма Америки. В-третьих, жанр или, скорее, стилистическая направленность – музыкальный фарс для гангстеров. Но каков же итог подобной оригинальности? Начинать оценивать лучше с точки зрения жанрового своеобразия.

Итак, по словарю Ожегова «фарс — театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами». Добавить сюда музыку, оттенок поучения плюс нехитрую детективную концовку и, вуаля, — вот он — музыкальный фарс для гангстеров во всём своём великолепии! Отличная идея, кстати сказать, и раскрывается она в полной мере.

Выше уже говорилось, что постановка несёт в своих недрах определённое нравоучение, наставление. Но – не суровое, ярко выраженное, как мы привыкли видеть в глубоких, обремененных психологизмом драмах, а легкое, где-то на уровне иронии, даже стеба, в хорошем смысле этого слова. И тонкая интуитивная ухмылка сохраняется на протяжении всего действа. Это и музыкальная тема из «Крёстного отца» во время душещипательного рассказа главного героя – Ричарда Хилла — о своей семье, и имена, и фразы второстепенных персонажей, где ассоциативно приходит на ум обаятельный мафиози из фильма Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», и простоватые ужимки приспешников Ричарда. Мы не увидим здесь чересчур циничных героев, и это, — заслуга пьесы. И потому, хочется, чтобы они прониклись убеждённостью Ричарда в том, что отринув насилие, можно и нужно менять мир, в самих себе и своими поступками. Но увы, действительность такова, что все стремления к реальным переменам к лучшему – подчас непозволительная роскошь…

Но главная, идейная проблематика спектакля – суть противоречие, противоборство. Так, отношения главного персонажа Ричарда и его возлюбленной Пэтти – конфликт, в котором выражается один из фундаментальных законов бытия – единство и борьба противоположностей. Она – чистая, порхающая душа, он – обречён приносить разрушения и внушать страх. Друг для друга они сила, для окружающих — слабость. И во всём этом противоречии, как в запутанном лабиринте, едва намечается выход из непростой ситуации, в которой оказался Ричард. Выход-спасение, как ему представляется, а на самом деле — иллюзия, оказавшаяся впоследствии тупиком. Незнание этой правды и делает Ричарда счастливым.

Это счастье — чувства, вспыхнувшие между Ричардом и Пэтти. Яркие, искренние, они демонстрируют свою чужеродность среди жестоких законов гангстерского мира, но вместе с тем этот мир играет роль увеличительного стекла. Если бы не внешняя обстановка, столь контрастная по отношению к той, что изнутри Ричарда и Пэтти, разве удалось бы зародиться таким захватывающим, страстным и нежным эмоциям, столь сильным на фоне блеклых бандитских разборок. Этот постулат подтверждает и сам автор: «Так и в этом случае, основой пьесы является любовь и не смотря на её трагичность которую я постарался подчеркнуть поместив героев в условия криминального мира, любовь красивая и искренняя».

Однако в понимании всего спектакля ограничиваться внутренней сутью нельзя. Ведь постановка – целый комплекс явлений и механизмов. Поэтому следует обратить особое внимание на внешнюю форму: декорации и музыку.

Что же касается музыкального оформления спектакля, то актриса в роли молчаливой, но поющей (опять-таки противопоставление) горничной талантливо исполняет блюз, джазовые композиции, и, конечно, рок-н-ролл. Эти вставки слегка меняют восприятие спектакля как целостного объекта, но при этом организуют некую вечеринку в стиле 50-х. Вместе с тем, музыка не позволяет зрителю окунуться в трагичность происходящего на сцене сверх нужного. Этот приём наделяет постановку позитивным настроем.

Кстати, о позитиве. Удивительно, но всё в этом спектакле чрезвычайно ярко, динамично, весело. Местами, даже феерично, невзирая на подоплёку обстоятельств и конфликтов.

В итоге публика приняла пьесу гулом оваций и восторгом. Зритель явно одобрил начинания и автора, и режиссера, и, конечно, по достоинству оценил пыл и задор актёров, с которым они воплотили новый проект. Несомненно, спектакль «Счастливый Ричард» стал удачным завершением очередного театрального сезона.
Людмила Ермакова.

Посмотреть статистику этой страницы
Только на нашем сайте стоит независимый счетчик статистики по каждой странице
Справка по просмотру статистики

Обсуждение статьи

comments powered by HyperComments