«Плавающий танк» пришвартовался в Сызрани

allfons1 За свою историю порт Сызрани принял немало разных судов. Но это местные жители встречали с особым чувством. Второго мая к городскому причалу пришвартовался бронекатер (БК) проекта 1125 времен Великой Отечественной войны. Вернее, его точная копия. На ней участники тольяттинского клуба подводных исследований Wreck.ru организовали экспедицию «Речные танки Сталинграда».

В битве за волжский город, как, впрочем, и в других сражениях, эти легендарные катера сыграли важную роль: обеспечивали безопасность переправ, с воды наносили удары по позициям неприятеля. БК имели небольшую осадку, что позволяло пройти по мелководью и появляться там, где их никто не ждал. Катера были вооружены танковой пушкой, крупнокалиберными пулеметами (ДШК), минами. Поэтому они представляли серьезную угрозу для противника. Их так и называли: «плавающие танки».

Бронекатер с бортовым номером 73 дайверы из Автограда воссоздали при поддержке Тольяттинского судоремонтного завода. Автор проекта БК и организатор похода Александр Ёлкин уже двадцать лет занимается подводными погружениями.

За это время он и его друзья подняли на поверхность множество деталей затонувших боевых кораблей. Четыре года назад ребята решили собрать полномасштабный макет судна, принимавшего участие в Сталинградской битве. На проведение восстановительных работ энтузиастам потребовались пара лет и серьезные материальные вложения.

Маршрут экспедиции длиной в тысячу километров пролегает через Самару, Сызрань, Балаково, Вольск, Саратов, Камышин и завершится в городе-герое Волгограде. Там 9 Мая бронекатер примет участие в Параде Победы.

— Наша цель — пройти путем, которым шли когда-то бронекатера, изготовленные в этих краях, — поделился Александр Ёлкин. — Мы хотим почтить память моряков Волжской военной флотилии и на себе почувствовать, как им служилось в те годы.

А условия для экипажа на катере самые спартанские: каюты высотой полтора метра, набор продуктов в соответствии с небогатым рационом того времени, на досуг — прослушивание патефона.

— Ощущения очень серьезные, — сказал старший штурман Айдар Азатов. — Но тогда и не думали о комфорте, ведь эта техника предназначена для того, чтобы воевать, а не отдыхать.

Команда катера состоит из двенадцати человек. Все принимали участие в его постройке, помогали чем могли. Сам Айдар — из Казани. Он и Максим Шмуклер представляют компанию «Бункер-Трейд», оказавшую содействие в приобретении двигателя к БК. Альберт Патрушев здесь — судовой механик. Транспортная компания «ТехноВиза» (Тольятти), где он работает, помогла с аккумуляторами.

В Сызрани участников экспедиции ждал радушный прием. На торжественной встрече команду катера приветствовали руководители, жители города. Председатель Думы г. о. Сызрань Сергей Ананьев выразил большую благодарность присутствовавшим здесь ветеранам Великой Отечественной войны за их вклад в Победу, а участникам реконструкции — за их патриотический поступок.

— Это та техника, на которой наши деды, прадеды воевали и победили, — сказал он. — А ведь на фашистов работала вся Европа. Но наши люди выстояли. Для молодежи это пример того, как нужно любить и защищать свою Родину.

Руководитель Управления по молодежной политике и туризму Татьяна Журкина передала капитану БК Александру Ёлкину и жителям городов, куда будет заходить катер, памятные подарки от сызранцев.

Отвечая на приветствие, Александр Владимирович отметил, что в этом проекте есть и частичка нашего города. Например, Максим Симонов обеспечил экспедицию топливом.

— Я и не думал, что будет такой резонанс, — признался капитан. — Что столько людей проявят интерес к нашему походу.

После этого он пригласил желающих на экскурсию по судну. Первыми на борт поднялись ветераны. Некоторые из них не понаслышке знают об этих легендарных катерах. Так, Александр Ямолов был очевидцем их работы, когда Красная Армия штурмовала Рейхстаг.

— Тогда они прошли по Одеру, затем по системе каналов до Шпрее и начали обрабатывать береговую полосу, чтобы очистить ее от фашистов и высадить наш десант, — поделился воспоминаниями Александр Иванович. — Мы, артиллеристы, помогали им с земли. Тогда же увидели, как наш понтон, перевозивший танк и бойцов пехоты, был подбит и начал тонуть. На помощь пришел бронекатер. Под прикрытием огня его экипаж спас всех, кто был на понтоне. Как мы потом узнали из фронтовой газеты, командовал судном наш земляк, волжанин — старшина первой статьи Казаков. За этот подвиг он получил звание Героя Советского Союза.

Огромное впечатление судно произвело и на взрослых, и на юных посетителей. Еще бы! Настоящие орудие 76-мм танка Т-28, четыре пулемета — Дегтярёва танковый 7,62-мм, системы «Максим», два башенных — Дегтярёва-Шпагина калибра 12,7 мм. Один из последних поднят с БК-334, который затонул вместе со всем экипажем в Керченском проливе в ноябре 1943 года. Сам катер — настоящий музей: оригинальные корпус, винт, штурвал, машинный телеграф, пробитый пулей, рында, даже самовар угольный. Под стать ему и члены экипажа. Они одеты в форму, которую специально сшили по лекалам тех времен. После экскурсии сызранцы не скрывали своих эмоций.

— Ощущения трудно передать словами, — поделилась Ирина Ланцова. — Такое впечатление, будто мы переместились на машине времени и сами стали участниками тех событий. Я очень хотела, чтобы это почувствовали и мои дети.

Для шестилетнего Егора все на катере было в новинку. А вот пятнадцатилетняя Дарья осматривала судно со знанием дела. Девушка уже год занимается в отделении «Транспортная полиция» военно-патриотического отдела «Щит» ДТДиМ.

— На занятиях нам много рассказывали о Сталинградской битве и об этих катерах. Теперь я увидела один из них воочию. Впечатления превзошли все мои ожидания.

Бронекатер пробыл в Сызрани всего четыре часа. За это время его посетили более семисот человек. Многие не успели этого сделать и позже очень сожалели. Однако есть надежда, что легендарное судно заходило в наш город не в последний раз. Одной экспедицией участники реконструкции ограничиваться не собираются.

Источник: Волжские Вести
Посмотреть статистику этой страницы
Только на нашем сайте стоит независимый счетчик статистики по каждой странице
Справка по просмотру статистики

Обсуждение статьи

comments powered by HyperComments